О сохранении и воспроизводстве плодородия почв

О сохранении и воспроизводства плодородия почв

Информационно-аналитические материалы по научного обоснования мер по сохранению и 
воспроизводству плодородия почв 
Вчступ 
 Общая площадь Украины составляет 60300000 га, сельскохозяйственных угодий – 41500000 га, пашни – 
32700000 га. Благоприятные земельно-ресурсные условия Украины имеет большой степени благодаря почвенном 
покрова, более чем на 70% состоит из черноземов и лугово-черноземных почв, которые 
характеризуются высоким уровнем естественного плодородия. Украинские черноземы составляют 8,8% от 
площади этих почв в мире. Эти почвы отличает глубокий гумусовый слой, агрономически ценная зернистая 
структура, почти идеальная плотность строения, хороший запас питательных веществ. потенциал плодородия
Штраф в Украине дозволил одержать победу на земле 60 млн. тонн, а также на оплату 
услуг по доставке – прибытие в 80 млн. тонн. Откуда, я могу сказать, что он является уникальным 
ресурсом, способным, ощутимым, эффективным, экологическим, экологическим и вселенским миром, а также проблемами, связанными с 
такими проблемами, как проблемы, связанные с 
национальными проблемами. 
В течение часа земельная реформа в Украине у нас была безоплатно було до 30 
млн. Га, сельское хозяйство, загнальная нормативная база в размере 800 млн. Грн 
. Проповедь цим, викторианство земельных ресурсов не вызывает сомнений в том, что он должен быть расовым природным 
сообществом, что делает его открытым для изучения загадочной ситуации.
качества почвенных ресурсов страны и частных интересов получения быстрой прибыли от 
сельскохозяйственной деятельности. Большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей НЕ 
придерживается научно обоснованных севооборотов и почвозащитных технологий при выращивании 
сельскохозяйственных культур, не имеет необходимого количества органических и минеральных удобрений, 
приводит к истощению земель, снижение плодородия почв, их деградацию. Раздроблен земельные 
массивы сельскохозяйственных угодий, потеряно рубеже и элементы контурно-мелиоративной 
организации территории. По сравнению с европейскими странами, пахотные земли которых составляют 30-32% 
общей площади, распашка украинских земель – 53,8%.
Сравнение пахотных почв с целинными аналогами показывает, что за последние 40-50 лет наиболее 
характерными процессами являются: 
– потеря распашными почвами гумуса с интенсивностью 0,42-0,51 т / га в год; 
– устойчивое дефицит баланса питательных веществ в земледелии; 
– подкисление черноземных почв на 0,3-0,5 единиц рН, особенно заметное в Черкасской и 
Сумской областях; 
– переуплотнения, особенно заметное в западной Лесостепи, разрушение структуры, брилистисть и 
коркообразование;

– эрозионные потери верхнего слоя почвы, достигает нескольких сантиметров в черноземных почвах  
и в осушенных почвах Полесья; 
– вторичное осолонцевания и засоление орошаемых почв; 
– срабатывание торфяников и тому подобное. 
Из других негативных процессов, развитие которых отмечается локально, распространено загрязнение 
радионуклидами (11,1% площади пашни), пестицидами (9,3%) и тяжелыми металлами (8%), 
заболачивания (14%) и другие. 
130 лет, со времени первых измерений содержания гумуса в почвах Украины, осуществленных В.В. Докучаевым, 
потери гумуса в почвах Лесостепи в среднем достигли 22%, в почвах Степи -19,5% и в почвах 
Полесья – около 19%. Наибольшие потери гумуса состоялись в семидесятых годах, когда в структуре посевов
резко возросла доля пропашных культур – сахарной свеклы и подсолнечника. Однако, в восьмидесятые годы потери 
удалось приостановить вследствие ежегодного применения в среднем по стране 8,4 т / га навоза и 
около 170 кг д.в. минеральных удобрений на 1 га пашни, а в некоторых областях даже выше – соответственно 
15 т / га и более 200 кг д.в. Именно в эти годы в почвах Украины было достигнуто простое воспроизводство 
плодородия, то есть, создан бездефицитный баланс основных питательных элементов и гумуса. На 
сожалению, в последующие годы отмечено снижение внесения в пахотные почвы минеральных и органических удобрений. 
Это привело к постепенному истощению почвы: сокращение площадей почв с повышенным и высоким
умный человек фосфорист и калории, зниження вумсту гумусу з 3,36% у 1986-1990 рр. до 3,14% 
у 2006-2010 рр. За период 2010-2015 рр. даны агрохимические паспортизационные сборы для прохождения 
династии гумусового завода в Украине. У нас есть все основания для того, чтобы 
пожилые люди росли через сельское хозяйство и культурно-культурные традиции, а также не 
были подвержены негативным последствиям для общества. 
Национальная организация по надзору за границей и населением Кыргызско-Казахстанской 
области в области краеведения находится в ведении государственной власти и безопасности в водной эрозии. 
Водно-транспортная служба России 13 млн. Га сільськогосподарських угідь, из них майже 11 млн. Га – орни
земли. 
Более 50% пахотных земель Украины является дефляционно опасными, 12400000 га из которых находится в 
степной зоне. Прямой ущерб от эрозии ежегодно составляет около 5 млрд долл. США, а побочный 
вследствие потери урожая на эродированных почвах – еще 1 млрд долл. 
Переуплотнения почв – самый опасный следствие интенсивного механической обработки во всех 
природных зонах Украины. Несмотря на то, что с 2007г. В Украине действует стандарт, ограничивает 
нагрузку на грунт, в стране продолжают использовать машинно-тракторные агрегаты с 
недопустимым удельным давлением. В результате явления физической деградации почв 
наблюдается более чем на половине пахотных земель.
На качественном состоянии земельных ресурсов отражаются также и другие негативные факторы (засоленность, 
солонцеватость, перезволоженисть т.д.). В частности, средне и сильносолонцеватые почвы занимают 
0500000 га сельскохозяйственных угодий, а засоленные – 1700000 га (4,1 процента). Кроме того, 1900000 га 
сельскохозяйственных угодий занимают переувлажненные, 1800000 га – заболоченные и 0600000 га – 
каменистые почвы. Почвы с повышенной кислотностью составляют 9600000 га сельскохозяйственных 
угодий, из которых на средне- и сильнокислые приходится 4400000 га, 5200000 га – близкие к нейтральным.

На качественное состояние земельных ресурсов существенно влияют гидрометеорологические и опасные экзогенные 
геологические процессы и явления (сели, оползни, обвалы, карст, просадка грунта, абразия, разрушение 
берегов водохранилищ и т.д.), распространены более чем на 50% территории. На 17% территории 
развиваются процессы подтопления. По расчетам Института землеустройства, площадь деградированных 
и малоплодородных почв в составе пашни превышает 6500000 гектаров, или 20% площади. По данным 
других учреждений (ННЦ «Институт почвоведения и агрохимии имени А.Н. Соколовского», ННЦ 
«Институт земледелия НААН»), площадь деградированных и малоплодородных почв составляет более 8 и 
даже у 10 млн га. Прямые ежегодные потери от основных видов деградации почв достигают в
целом по Украине около 40 млрд грн. 
Несмотря на усиление деградации почв, происходит сокращение финансирования 
противоэрозионных и ґрунтоохоронних мероприятий. В течение 2009-2012 гг. Объем средств государственного 
бюджета на выполнение работ по охране земель по сравнению с предыдущими годами сократился почти в 
20 раз, а 2012-2015 гг. Выделения средств на проведение работ по сохранению и воспроизводству 
земель, обеспечение их рационального использования государственным бюджетом не было 
предусмотрено, что сделало невозможным проведение необходимых мероприятий. В настоящее время, в связи с 
децентрализацией власти в Украине, финансирование работ по охране плодородия почв должно
проводиться также с привлечением средств территориальных общин, но для этого также необходимы 
соответствующие программы и проекты. 
Деградация почв и снижение их плодородия обусловлены рядом причин, которые лежат в плоскости 
неурегулированных вопросов правового, организационного, экономического и административного характера: 
– чрезвычайно высоким, экономически и экологически необоснованным уровнем хозяйственного 
освоения территории (особенно в некоторых областях Лесостепи и Степи) 
– наличием территорий, испытывающих постоянного воздействия опасных стихийных явлений (засухи, 
подтопления, оползни, сели и т.д.), высоким уровнем техногенного загрязнения окружающей 
среды во многих регионах;
– несовершенной организацией взаимоотношений в аграрном комплексе между землевладельцами, 
землепользователями и государственными учреждениями; 
– стихийным формированием новых типов землепользования в рыночных условиях путем аренды 
земельных долей (паев), которые характеризуются нестабильностью, дрибноконтурнистю, чересполосицей; 
– применением агротехнологий, не обеспечивают воспроизводство плодородия почв в полной мере; 
– несовершенством системы государственного контроля за использованием и охраной земель, в том 
числе почв; 
– недостаточным нормативно-правовым, нормативно-техническим и материально-техническим 
обеспечением использования и охраны земель; 
– отсутствием государственных, региональных и местных программ комплексного решения вопросов
использования и охраны почв;

– несовершенством финансовых инструментов экономического стимулирования работ по охране почв и 
воспроизведения их родючости.- рациональное использование и охрана земель – реализуется очень 
медленно. 
 
 Законодательных, нормативных И нормативно-методического обеспечения 
сохранения и воспроизводства плодородия почв В УКРАИНЕ 
 
Основными законодательными актами, регулирующими вопросы охраны плодородия почв в Украине, являются: 
 Земельный кодекс Украины от 25.10. 2001 № 2768; 
 Гражданский кодекс Украины от 16.01. 2003 № 435; 
 Закон Украины «Об охране земель» от 19.06.2003 р. № 962; 
 Закон Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель» от 
19.06.2003 р. № 963;
 Закон Украины «О государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 г.. №3613; 
 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения 
плодородия почв» от 04.06.2009 г.. N 1443; 
 Закон Украины “Об оценке земель” от 11.12.2003 г.., № 1378. 
К сожалению, вышеупомянутые законодательные документы не полностью обеспечено соответствующими подзаконными 
актами и нормативами, делает невозможным эффективное функционирование законов. 
В частности, Земельным кодексом Украины (ст. 191-192) предусмотрено мониторинг земель, который 
осуществляется в Украине согласно Постановлений Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения 
о мониторинге земель» от 20.08.1993 г.. №661, «Об утверждении Положения о государственной
систему мониторинга окружающей среды »от 30.03.1998 г.. № 391 и является важной составляющей государственного 
земельного кадастра. Однако, вследствие ведомственной разобщенности мониторинговых наблюдений за 
состоянием земель в Украине и их методическую несогласованность получена информация находится в 
разрозненных неструктурированных базах данных, преимущественно на бумажных носителях и ограничена слишком 
узким кругом деградационных процессов. В связи с вышеупомянутым Указом Президента Украины 
№ 572/2013 от 18 октября 2013 было введено в действие решение СНБО от 25 апреля 2013 “О 
комплексе мероприятий по совершенствованию проведения мониторинга окружающей природной 
среды и государственного регулирования в сфере обращения с отходами в Украине “, которым
отмечалась фактическое отсутствие в Украине действенной государственной системы мониторинга окружающей среды и 
предусматривался ряд мер по повышению эффективности ее функционирования. 
Земельным кодексом Украины предусмотрено также установление нормативов деградации земель и 
почв, которые до сих пор не обработаны. В действующем Порядке консервации земель, утвержденном 
приказом Госкомзема Украины от 17 октября 2002 года № 175, насчитывается всего 13 
индикаторных показателей, не имеющих промежуточных уровней деградации, а потому не дают оснований для 
планирования соответствующих мер, что приводит к дальнейшему ухудшению состояния 
плодородия почв . 
Законом Украины «Об охране земель» предусмотрено обработки Национальной программы по
охраны земель. Начиная с 2004 года, было разработано несколько вариантов такой программы, а также 
Национальную программу охраны плодородия почв. Постановлением Верховной Рады Украины от 02.11.04 
№ 2133 «О направлении на повторное чтение проектов законов Украины« Об Общегосударственной 
программе использования и охраны земель »и« О Национальной программе охраны плодородия 
почв »эти законопроекты были объединены, но, к сожалению, так и не принято. В 2010 году 
Госкомземом Украины было инициировано разъединение этих законопроектов и вынесение на рассмотрение 
Общегосударственной программы использования и охраны земель после стабилизации финансово 
экономической ситуации в Украине. Итак, к этому времени проект Национальной программы охраны земель
в Верховную Раду не представлены, хотя согласно статье 14 Конституции Украины «земля является основным 
национальным богатством, находящимся под особой охраной государства». Таким образом, на 
отличие от других природных ресурсов, земля в Украине до сих пор нет общегосударственной программы 
использования и охраны.

Проект Национальной программы охраны почв Украины был разработан Национальным научным 
центром «Институт почвоведения и агрохимии имени А.Н. Соколовского »согласно Постановления 
Общего собрания НААН« Концептуальные основы Программы научно-организационного и инвестиционно 
инновационного развития НААН от 18.12.2013 г.. К сожалению, Постановлением КМУ от 5 марта 2014 № 
71 было прекращено финансирование государственных программ развития образования, науки и медицины и 
наложен мораторий на разработку новых программ. Поэтому, в настоящее время в данные плоскости остаются 
только отдельные региональные (областные или районные) программы, которые не влияют существенно на положение дел в 
стране в целом. Например, в Комплексной программе инвестиционно-инновационного развития АПВ и
земельной реформы Харьковской области в 2011-2015 гг. и на период до 2020 года, охране почв 
и повышению их плодородия посвящено только 2 страницы из 84, где изложены материалы больше 
декларативный характер. Похожая ситуация также и в других регионах Украины. 
Главным мероприятием для исправления сложившейся ситуации, должно стать восстановление государственной 
программы рационального использования и охраны почв и предоставления ей статуса национальной. Целью 
программы должно стать создание предпосылок для устойчивого развития почвенного покрова и 
приостановления негативных процессов, происходящих в почвах страны. Программу следует направить 
на принципиально новый для страны тип устойчивого (экономного) землепользования, который обеспечит
гармоничное соотношение между антропогенной нагрузкой и природным потенциалом почвы до 
восстановления и полноценного производительного и экологического функционирования. 
Упор в программе нужно сделать на приостановлении почвенно-деградационных процессов, в частности 
дегумификации, эрозионных явлений, знеструктурення, переуплотнения, обеднение почв питательными 
элементы. Кроме того, надо отвлечь экологические риски, создаваемые за счет подкисления, 
засоления, осолонцевания, уменьшение биоразнообразия, загрязнения. Обязательно надо 
улучшить природную среду, условия труда и жизни сельского населения, и вообще, 
привлекательность агросфери, особенно для молодежи. 
Реализация программы должна:
– обеспечить рациональное использование и сохранение почв как важнейшего компонента 
агроэкосистемы; 
– обеспечить применение почвозащитных технологий при осуществлении хозяйственной и других видов 
деятельности; 
– своевременно выявлять негативные изменения состояния почв; 
– обеспечить научную обоснованность мер по охране почв; 
– обеспечить гласность, полноту и достоверность информации о состоянии почв, об объемах  
принимаемых мер по охране почв; 
– обеспечить участие общественности в принятии решений в области охраны почв; неотвратимость 
ответственности за вред, причиненный почвам. 
В 2013 году по инициативе и непосредственном участии ученых НААН был разработан проект Закона
Украина «О сохранении почв и охране их плодородия», подготовленный согласно поручению 
Минагрополитики Украины № 13-3 / 7 от 08.04.2013 г.. Этот Закон должен определить правовые, экономические, 
экологические и организационные основы использования и сохранения почв, охраны и воспроизводства их 
плодородия , установить основные принципы государственной политики в этой сфере, требования по сохранению 
качественного состояния почвенного покрова, защиты его от негативных природных и антропогенных 
воздействий. Целью разработки проекта Закона было принятие полномасштабного нормативно 
правого акта рамочного типа, который содержит все необходимые положения и нормы, регулирующие правовые 
взаимоотношения в этой сфере.
Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений на своем 
заседании 17 марта 2015 рассмотрено этот законопроект (рег. № 1798 от 20.01.2015 г.), 
Но было рекомендовано Верховной Раде Украины отклонить его из-за дублирования отдельных 
положений с другими законодательными актами . В связи с отклонением проекта закона «О 
сохранения почв и охране их плодородия» в 2017. проработан проект Закона Украины «О

внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно механизмов совершенствования сохранения почв и 
экономического стимулирования воспроизводства их плодородия », который в настоящее время находится 
Таким образом, в Украине, несмотря на исключительно важное значение почв для обеспечения 
экономического развития и продовольственной безопасности, отсутствует отдельный закон, устанавливающий 
основополагающие принципы государственной политики и правила, гарантирующие сохранение уникального 
почвенного покрова страны, его экологических и производительных функций и создания необходи них условий 
для эффективного использования почвенных ресурсов без негативных последствий для последующих 
поколений. 
В 2002 году Украина присоединилась к Конвенции ООН о борьбе с опустыниванием (КБО) и взяла
на себя обязательства по выполнению ее положений, в частности: 
 определить природные и антропогенные факторы, способствующие опустыниванию и деградации земель, 
а также предложить меры способствующие смягчению их негативного воздействия; 
 формировать долгосрочную государственную политику, программу и план действий по решению проблемы 
опустынивания и деградации земель; 
 улучшать состояние пораженных агроэкосистем путем изменения землепользования и уменьшение 
степени деградации земель; 
 вводить методы устойчивого управления агроресурсами и ведения сельского хозяйства; 
 разрабатывать устойчивые ирригационные системы. 
Для решения поставленных задач распоряжением Кабинета Министров Украины от 22
Октябрь 2014 № 1024-р одобрена Концепция борьбы с деградацией земель и опустыниванием. 
После этого, распоряжением Кабинета Министров Украины от 30 марта 2016 № 271-р 
утвержден Национальный план действий по борьбе с деградацией земель и опустыниванием. 
Планом действий предусмотрено повышение эффективности государственной политики, по рациональному 
использованию и охране почв, укреплению и улучшению координации деятельности уполномоченных 
государственных органов, а также обеспечение выполнения запланированных мероприятий. Реализация положений 
Концепции и Плана действий осложняется отсутствием полномочного национального органа по 
формированию и реализации государственной политики в сфере рационального использования земель и
охраны почв, достижения нейтрального уровня их деградации. 
В соответствии с этими международными соглашениями Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2017 
был создан Координационный совет по борьбе с деградацией земель и опустыниванием. 
На первом заседании Координационного совета 4 мая 2018 было принято 3 основных добровольные 
национальные задачи по достижению НДРЗ в Украине, а именно: 
1) поддержание содержания органического вещества / гумуса в почвах; 
2) восстановления и устойчивого использования торфяников; 
3) восстановление орошения и улучшения эколого-мелиоративного состояния орошаемых земель. 
По первому из этих задач предполагается к 2020 достичь стабильного уровня содержания органического
углерода в почвах сельскохозяйственных угодий, а к 2030 г.. – увеличить его не менее чем на 
0,1%, в т. ч. в разрезе зон: Полесье – на 0,10-0,16%; Лесостепь и Степь – на 0,08-0,10%. Базовой 
(исходной) линией для этих стратегических ориентиров результаты агрохимической паспортизации 
сельскохозяйственных угодий по состоянию на 2010 г.., В частности, среднее содержание гумуса в пахотном слое 
почвы 3,14% в среднем по Украине, в т. Ч. В разрезе зон: Полесье 2 , 24%, Лесостепь 3,19%, Степь 
3,40%. 
Итак, отныне поддержания содержания гумуса в почве является не только делом аграриев, а 
общенациональным обязательствам перед международным сообществом. Выбор этого ключевого 
показателя предупреждения деградации земель обусловлен многогранным регуляторным значением
органического углерода в обеспечении устойчивого функционирования почв, в частности, уменьшение эрозии 
почв, преодоление их агрофизические и биологической деградации, предотвращения обеднению питательными 
элементы, минимизация засоления, осолонцевания и подкисление почв, последствий их загрязнения, а 
также регулирования водного режима в зонах недостаточного или избыточного увлажнения , тому подобное.

2) Сегодня 02.08.2019 состоялось введение в действие Закона Украины “Об основных принципах и 
требования к органическому производству, обращению и маркировки органической продукции” 2496- 
VIII